О русской жестокости   

   Есть такая закономерность – чем больше и значительнее народ, 
тем более жестоки его нравы и тем больше жестокостей творят его   
представители. Когда народ этот в силе и переживает взлет, 
жестокость   обращается на побежденных, порабощенных и завоеванных 
чужих. Когда народ переживает падение или катастрофу, жестокость 
неизбежно обращается против представителей своего же племени.
   Я убежден в том, что сказанное есть правило, не знающее 
исключений. С этой точки зрения самым большим, а значит самым 
жестоким  народом сегодня   являются китайцы, на совести которых, 
кстати говоря, и полпотовский	 геноцид  в Камбодже.
   В двадцатом веке особой жестокостью в Европе отличались два   
народа – русские и немцы,   пережившие и революции, и гражданские 
войны и ставшие  моторами двух   мировых войн. Но именно на 
русских пало обвинение, с которого началась перестройка в умах и 
душах советских людей.
   Зададим вопрос: можно ли подходить к жестокостям, 
сопровождавшим две мировые войны, разыгравшиеся на территории 
России,  русскую революцию и Гражданскую войну, с моральными 
критериями народов, в войнах   не участвовавших? Например, 
швейцарцев, шведов, датчан, канадцев или тех же янки.
   Ответ понятен – нельзя. Это все равно, что пытаться измерять 
температуру бушующей в жерле вулкана лавы с помощью медицинского 
термометра, который вставляется подмышку.
   Да, русские в двадцатом веке были великим, и значит жестоким 
народом, который постоянно воевал. В двадцать первом веке русские 
останутся великим, а значит жестоким народом, который обречен на 
то, чтобы воевать дальше.
А вот немцы великим народом перестают быть, поэтому в данный 
момент своей исторической жизни немцы уже не так  жестоки и 
концлагеря законсервировали для будущих поколений немецких турков, 
которые будут держать в этих лагерях немецких   курдов. А немецких 
немцев останется горстка – просто как сувенир, для экзотики, в 
специальных резервациях. Как индейцы в Канаде.
   Этих сувенирных немцев    будут показывать друг другу 
плодовитые мусульмане и рассказывать своим детям – вот видите, и 
усы у них были рыжие, и глаза голубые. И белокурыми бестиями себя 
называли, а остальных недочеловеками – гордились, воевали со 
всеми. Пока мы, турки, к ним не приехали. Жить. Навсегда.
   Все более жестокими делаются янки,  возомнившие  себя 
величайшим  народом мира, повелителями вселенной. И хотя янки   не 
народ и тем более не великий, но их жестокость растет по мере 
того, как обесценивается их  доллар.
   Янки, правда, не разбивают людям головы мотыгами – их летчики 
уничтожают людей сверху как вредных насекомых, и пока почему-то 
никто в мире не называет это жестокостью. Когда кхмеры друг друга  
мотыгами по голове, то это ужасно, а когда янки напалмом выжгут 
сразу сто тысяч арабских солдат в Аравийской пустыне – то это 
подвиг во имя свободы.
   Вернемся   к русской жестокости и скажем – да,  русские люди 
жестоки   по своей судьбе, по своей истории, потому что русские  
великий народ, покоривший огромные суровые пространства. И если 
дикари  Полинезии, где всегда тепло и много всего съедобного   
растет само  по себе, почему-то до сих пор кое-где употребляют 
друг друга в пищу - от лени, я думаю, - то нам нужно гордиться 
собой уже только потому, что мы, русские, не людоеды. Что даже во 
времена  голода людоедство в России никогда не принимало массовый 
характер. Хотя на Чукотке или в Сибири растет всего намного 
меньше, чем в Полинезии, и соблазн полакомиться ближним   сильнее.
   Русские сегодня переживают очередное смутное время, когда 
жестокость становится нормой и обращается против своих.  Многие из 
русских не знают, кого в эти смутные жестокие времена  нужно 
бояться в первую очередь. Ментов или братков, или азеров, или всех 
лиц кавказской национальности, или чеченских боевиков - и так до 
бесконечности. Но удивительное свойство русской души, дающее ей   
силу выживать там, где другие выжить не способны, заключается   в 
том, что русский человек не склонен   задавать себе такие вопросы. 
Он просто живет  и боится конкретно того, кого имеет смысл бояться 
в данный момент.
   По большому счету, русский человек,  несмотря на ГУЛАГи, 
репрессии, криминальную приватизацию и разгул  демократии, по-
прежнему бесшабашно отважен и  не боится никого, по-прежнему 
склонен добиваться того, чего никто в цивилизованно прогнившей 
Европе уже давно не добивается.
   Русский хочет, чтобы боялся не он, а боялись его. Боится, 
значит уважает – великая русская правда.
   Русская история знает эпизод, когда в начале 17 века в Смутное 
время, очень похожее на сегодняшний день, поляки, сгоряча 
захватившие Москву, стали свидетелями того, как на улицах города 
схватились русские между собой. В данном случае не очень важно, 
кто с кем и из-за чего схватился. Важна реакция поляков, которые 
были потрясены, впали в депрессию, уныние и ужас и твердили одно – 
если русские убивают друг друга с такой жестокостью, то что же они 
сделают с ними, с поляками?
   Поляки как в воду смотрели - поубивав друг друга какое-то 
время, русские взялись за пришельцев, и с тех пор поляки Москву 
уже никогда не захватывали. А вот русские Варшаву - много раз, 
охотно и без большого труда.
   К счастью для русских, сегодняшний мир стал более открытым и 
доступным пониманию – и открытость эта обязательно приведет 
пытливые русские умы к пониманию простой аксиомы – обвинять 
русского человек в жестокости все равно, что обвинять белого 
медведя за то, что он убивает огромного моржа одним ударом лапы.

Назад Начало Далее